Аннотации статей последних томов

Том : 105

  • Аннотация:

    Статья посвящена анализу позднеантичных бревиариев Евтропия и Феста и выявлению специфики отношения к восточным народам в контексте завоевательной политики Рима. Автор отмечает продуктивность имагологического подхода и репрезентативность обозначенных текстов для изучения процессов конструирования и эволюции стереотипов в отношении «другого» в массовом сознании. В статье рассматривается персональная связь бревиаристов с Востоком, а также сопоставляются структура и содержание бревиариев. Автор приводит дополнительные аргументы в пользу существующего в историографии тезиса о складывании в позднеантичном/ранневизантийском обществе относительно целостного образа Востока не только как географического, но и как культурного и ментального конструкта, и приходит к выводу, что провосточный дискурс в сочинении Феста выражен более отчетливо и коррелирует с целями и идеологической направленностью его работы.

  • Аннотация:

    В статье рассматривается проблема родственных связей дьякониссы Олимпиады Константинопольской. Опровергая аргументы Б. Шуле, Ф. Шоссона и П. Янишевского, автор приводит дополнительные доводы в пользу версии О. Зеека, считавшего дьякониссу дочерью жреца Селевка, приходившегося другом императору Юлиану Отступнику и антиохийскому ритору Либанию. Приводятся новые аргументы в пользу того, что Селевк был вероотступником, который воспитывался в христианской семье и впоследствии обратился к почитанию древних богов. Вместе с тем автор корректирует концепцию О. Зеека, приводя доводы против традиционной идентификации дьякониссы с первой дочерью Селевка, и доказывает, что Олимпиада была вторым или третьим ребенком от брака Селевка и его супруги Александры.

  • Аннотация:

    Статья посвящена изучению ряда аспектов истории Римской Церкви в понтификаты Зосима (417-418) и Бонифация (418-422). Исследование основано преимущественно на изучении папской эпистолографии, актовых материалов церковных соборов и памятников императорского законодательства. В статье дается анализ ключевых событий двух понтификатов, как они представлены в сохранившихся источниках. Прежде всего это касается перипетий дела Пелагия и Целестия, попыток утверждения первенства Римской Церкви посредством фальсифицированных никейских канонов и действий императора в отношении «божественных дел» -как тех, что касаются вероучения, так и тех, что касаются кадровых вопросов в среде церковной иерархии. Последний аспект рассматривается на примере участия императора Гонория в деле замещения римской кафедры после смерти Зосима. Согласно наблюдениям автора статьи, в рассматриваемый период наблюдается явный кризис авторитета папского престола: в деле Пелагия и Целестия папа Зосим был принужден подчиниться воле императора, поддержавшего позицию Африканских Церквей вопреки римской, продвигаемые папством фальсифицированные каноны I Вселенского собора в Никее были публично отвергнуты Карфагенским собором 419 г., признавшим в деле сохранения подлинного никейского предания авторитет восточных Церквей, а вопрос замещения римской кафедры оказался всецело в компетенции императора. Таким образом, автором делается вывод о решающей роли императора при разрешении внутрицерковных конфликтов, определении церковного вероучения и замещении ключевых церковных кафедр, а также о кризисе авторитета римских пап, вынужденных подчиняться как императорским распоряжениям, так и соборным решениям.

  • Аннотация:

    В статье рассмотрены наименее изученные аспекты жизни и учения одного из важнейших представителей сирийской христианской традиции V -начала VI в. Нарсая, занимавшего должность ректора Эдесской школы и впоследствии перенесшего традицию сирийской образованности из Византии на персидскую почву путем обновления Нисибинской школы. На основе всех базовых источников, посвященных биографии Нарсая, а также событиям ирано-византийской войны 502-06 гг., автор точнее, чем это делалось раньше, определяет время кончины выдающегося сирийского поэта и богослова (между второй половиной января 503 и мартом 504 г.). Кроме того, детально рассмотрена проблема влияний, оказанных на мысль Нарсая не только представителями Антиохийской школы, прежде всего Феодором, епископом Мопсуестийским, и Несторием, архиепископом Константинопольским, но и ранними сирийскими авторами, включая Ефрема Сирина. Сложный характер взаимоотношений Нарсая с традицией сирийского христианства IV в. впервые исследован детально. Деятельность Нарсая, направленная на формирование рационального школьного богословия, рассмотрена на фоне истории сирийских высших школ, как интеллектуальных сообществ, сознательно восполнявших собственный человеческий ресурс за счет рекрутирования греко- и арамеоязычных интеллектуалов. Особое внимание в статье уделено типам образовательных учреждений, с которыми взаимодействовал Нарсай.

  • Аннотация:

    В исторической науке считается, что первенствующий князь Армении Тэодорос Рштуни, заключив в 652 г. с наместником арабского халифа ‘Усмана (644-56) Му‘авийей ибн Абу Суфйаном договор, впервые отменил византийский суверенитет над Арменией и еще двумя княжествами смежного Кавказа -Албанией (Алуанк) и Иберией (Картли). Однако автор статьи вводит в научный оборот более ранний документ, который юридически оформлял отношения между арабо-мусульманскими властями и бывшими христианскими подданными Византийской империи на Кавказе и в Армении. Цитируемая «отцом мусульманской историографии» ат-Табари (838-23) под 22 г. х. и исследуемая в статье грамота адресуется Суракой ибн ‘Амром, наместником халифа ‘Умара (634-44), жителям Арминийи, подразумевая все три христианские княжества, и лично «царю ал-Баба» (Дербента) по имени Шахрвараз. Автор статьи отождествляет последнего с вассалом императора Ираклия (610-41) на Южном Кавказе, основавшего в 629 г. княжество Алуанк, Вараз-Григором -выходцем из знатного парфянского дома Михрана, зороастрийца по рождению, принявшего крещение.

  • Аннотация:

    Изучение письменных источников XV в. свидетельствует о том, что нет никаких оснований считать, что господа Феодоро титуловались деспотами, а принадлежавшие им земли - деспотией. К настоящему времени известно три основных варианта титула правителей Феодоро 1425-1475 гг. с одной изменяющейся предметной (территориальной) частью: 1) «владетель города Феодоро и Поморья»; 2) «владетель города Феодоро и Готии»; 3) «владетель города Феодоро и Хазарии». При этом следует признать, что между историческими топонимами «Поморье», «Готия» и «Хазария» не может быть тождества. Что эти понятия представляли собой в XV в., установить затруднительно. Титулу правителя Феодоро конструктивно близок титул митрополита Готии, известного по находке закладного камня с монограммой и надписью 1427 г. в круглом картуше: «Дамиан. Митрополит города Феодоро». В то же время в большой надписи от 10 сентября 1427 г. звучит более торжественная констатация, что восстановление храма святых апостолов Петра и Павла произведено «всесвященнейшим митрополитом города Феодоро и всей Готии господином Дамианом»

  • Аннотация:

    В настоящей статье автор продолжает развивать намеченный ранее подход к реконструкции истории учреждения московского патриаршества, на этот раз проясняя идейный фон постановлений Константинопольского собора 1593 г. В историографии прочно утвердилось представление об этом общевосточном соборе как о неудавшейся попытке добиться более высокого места московской кафедры в порядке патриарших престолов, чем принижается его значение и объясняется отсутствие интереса к его истории и определениям. Подобное отношение объясняется недостаточным вниманием к внутривосточной полемике вокруг решений Константинопольского собора 1590 г. и к позиции, занятой Александрийским патриархом Мелетием Пигасом. В данной статье объясняются причины критического отношения этого авторитетного на Востоке богослова и полемиста к решениям собора 1590 г. С этой целью автор обращается к истории православно-католических отношений конца XVI столетия, сосредотачиваясь на том, какое значение в политической риторике и межконфессиональной полемике рассматриваемого периода имел вопрос о главенстве в Церкви. В статье показано, что тема главенства красной нитью проходит почти через все события, в которых сталкивались интересы соперничавших христианских Церквей: на Западе и греко-арабском Востоке, в Польском королевстве и Московском царстве. Равным образом присутствует она и в истории возвышения московской церковной кафедры. На основании сочинений патриарха Мелетия автор формулирует его взгляды на главенство в Церкви, объясняет, что именно он счел неприемлемым в грамоте собора 1590 г. и каким образом пытался исправить допущенные ранее ошибки в составленном им определении собора 1593 г. Предложенный в статье анализ служит прояснению смысла повторного признания учреждения московского патриаршества, а также подводит к выводу о том, что несмотря на негативный образ Константинопольского собора 1593 г. в исторической памяти русского государства, его определение более соответствовало подлинным интересам московских властей и тем принципам, которые православные полемисты отстаивали перед лицом агрессивной католической экспансии.

  • Аннотация:

    В настоящей статье автор анализирует терминологию, применяемую китайскими исследователями при работе с источниками по истории Византии. Сначала кратко представляется специфика китайской византинистики, которая в значительной степени сводится к работе с теми артефактами, которые попадали из Средиземноморья в Поднебесную. Затем делается попытка коротко пояснить этимологию и семантику средневековых китайский топонимов для обозначения Римской империи (в том числе Восточной). Далее разбирается соотношение «исконных» наименований с буквальными переводами слов «Византия и Восточная Римская империя» в работах китайских исследованиях (в первую очередь, на китайском языке). И, наконец, из статистических данных делаются выводы. Автор не претендует на полный анализ историографической базы, но выявляет ряд важных закономерностей.

  • Аннотация:

    Точная связь между мотивом дельфина и предметами, используемыми для освящения, в византийском искусстве не совсем ясна и до сих пор не была предметом внимания исследователей. Цель этой статьи состоит в том, чтобы на основании роскошного украшения выдающейся бронзовой люцерны с изображениями дельфинов из Смедеревского музея (IV в., Сербия) указать на значение данного мотива и возможности толкования декорации люцерны и следовательно, символики света в византийском искусстве (рис. 1-5). Люцерна по своим характеристикам представляет собой редкий и уникальный в своем роде образец, как на территории Балканского полуострова, так и за его пределами, на всей территории Византийской империи и христианского мира. В статье она интерпретируется в контексте христианского культа: в мотивах дельфинов, пожирающих осьминогов, рыб и других головоногих моллюсков узнается образ торжества царя, полной победы Христа над Сатаной, отражающей намек на Воскресение Христово (рис. 6).

  • Аннотация:

    Основой данного исследования послужили три триптиха из слоновой кости, хранящиеся в Ватикане, Риме и Париже. Исследуя литературные источники, относящиеся к византийской столице и праздникам, связанным с Крестом, автор изучает значение изображений креста, имитирующих металлическую отливку, на обороте этих триптихов. Хотя изображения креста часто интерпретировались с точки зрения визуальной экономии реликвий Истинного Креста, эта статья включает их в контекст константинопольского общества, где производились роскошные предметы из слоновой кости и где отображение и представление крестов было тщательно отработанным делом. Сосредоточившись на материале, форме и окружении, автор исследует специфические значения этого непременного христианского символа.

  • Аннотация:

    Статья посвящена анализу феномена строительства базилик в XI-XII вв. на македонских землях после их возвращения под юрисдикцию Византийской империи. XI-XII вв. - время восстановления церковной инфраструктуры на землях Македонии, местным епископам было необходимо возобновлять или возводить новые кафедральные соборы для своих епархий. Для эффективного функционирования такого религиозного центра необходим значительный масштаб постройки и в большинстве случаев для реализации нужного масштаба собора за основу выбирался базиликальный тип храма. Авторы работы полагают, что определяющим фактором для ктиторов македонских базилик при выборе объемно-пространственной композиции храма стали возможности местных мастеров: уровень их строительных навыков позволял строить необходимые в то время крупные постройки, но возведение сложных видов крестовокупольных систем, перекрывающих большие объемы внутреннего пространства, было им недоступно. С опорой на архитектурно-археологические данные известных ныне памятников базиликального типа и историю изучения вопроса в исследовании проанализирована взаимосвязь объемно-пространственной композиции македонских базилик с архитектурными программами других храмов региона, что позволило определить их роль в истории византийской архитектуры.

  • Аннотация:

    Мозаичные картины на мифологические сюжеты на полу Ипполитовой комнаты в Мадабе - последний известный случай, когда в христианскую эпоху создается развернутый ансамбль языческой сюжетики. Его анализ позволяет понять, какой смысловой элемент мигрировал из традиции языческих культов в христианский контекст. Две истории - Адониса и Ипполита - объединяет общая природа этих героев (они относятся к одному мифологическому типу), солярный аспект их метаморфозы, специфические черты культа. Схемы, по которым они изображены, как и сохранившиеся фрагменты других мозаик VI в. в Мадабе (в том числе Триумфа Диониса), скорее всего, восходят к пластике античных саркофагов II-III вв., в которых акцентирована тема страданий - смерти - воскресения. В единое целое мозаики Ипполитовой комнаты объединены как метафора универсума, организованного Временами года по углам, охотами в бордюре, мотивами нильского пейзажа. Таким образом, общая схема всего поля мозаики близка церковной декорации раннехристианской эпохи, и позволяет предположить, что традиция восприятия дома или каких-то его пространств как сакральных зон сохранялась очень долго и питалась отголосками античных культов, символов и смыслов.

  • Аннотация:

    В статье предлагается обзор сохранившихся памятников монументальной живописи IX-X вв. в Македонии. Опираясь на опыт предшествующих исследований, автор предпринимает собственную попытку уточнить время создания недатированных ансамблей, сопоставить их с другими произведениями византийской живописи того же периода и выявить основные тенденции стилистического развития в рассматриваемом регионе. Отправной точкой служат три ансамбля в Салониках, относящиеся к концу ΙΧ - началу Χ в.: мозаики Св. Софии, фрески в апсиде Ротонды и гораздо менее искусно исполненные фрески в церкви Св. Андрея в Перистера (870/871 г.). В них преобладает экспрессивный линеарный стиль, развитие которого в Македонии продолжится на протяжении Χ в. Об этом свидетельствуют росписи первого слоя в церквах Св. Стефана и Таксиархов в Кастории, время создания которых дискутируется. Автор приводит аргументы в пользу датировки этих ансамблей третьей четвертью X в. Другие направления, ориентированные на константинопольскую живопись, также проникали на македонские территории в X в. либо в связи с деятельностью болгарских царей и церковных иерархов, либо в связи с начавшимся в последней трети столетия расцветом афонских монастырей. Эти тенденции представляет небольшая фреска с изображением 15 мучеников Тивериопольских в одноименной церкви в Струмице, отнесенная автором ко второй четверти - середине Χ в., а также фрагменты фресок последней трети X в. в помещении под церковью Св. Иоанна в монастыре Ивирон на Афоне.

  • Аннотация:

    Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византийской живописи. В искусстве X-XIII вв. заметен определенный интерес к литургическим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец», «Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд других, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях тексты, которые являются парафразом песнопений. По сути, эту сцену можно рассматривать как завершение процесса визуализации литургии в росписях алтарных апсид, который имел место на протяжении всего средневизантийского периода. Однако первые изображения Небесной литургии включаются в систему росписи купольной части храма, а не алтарной, что связано с восприятием этого образа как теофанического. Косвенно на это могли повлиять и определенные эсхатологические настроения поздневизантийской эпохи. Несмотря на существование ряда композиционно близких сцен, нельзя однозначно назвать конкретный прототип, из которого бы генетически вырастала «Небесная литургия». Скорее всего, первоначально эта сцена формируется «стихийно» как выражение идеи ангельского служения, а затем постепенно дополняется деталями реального богослужения и упорядочивается, что нужно понимать как желание воспроизвести внешние приметы Церкви в ее земном бытии, характерное для поздневизантийского времени.

  • Аннотация:

    На большой иконе Madonna della Madia, выставленной в одноименной капелле в алтаре собора в Монополи, представлена Богоматерь Одигитрия с фигурками донаторов в нижней части - женщины в монашеских одеяниях и дьякона со свечой. Тип изображения может восходить к мозаической иконе Богоматери Дексиократусы из монастыря св. Екатерины на Синае, созданной около 1200 г. Madonna della Madia обнаруживает некоторое сходство с иконами Madonna di Sotto gli Organi из кафедрального собора в Пизе и Madonna della Fonte из собора Сан Сабино в Каноза ди Пулья, однако ее стиль, изображения донаторов, использование рельефных нимбов, орнаментальное обрамление более всего напоминают кипрские иконы второй половины XIII в. Два образа Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Музее Киккского монастыря, демонстрируют наибольшее сходство с иконой из Монополи, которой можно найти и другие, чуть менее близкие аналогии в памятниках средиземноморского региона.

  • Аннотация:

    В публикации предлагается первое издание одной из трех гомилий Леонтия, пресвитера Константинопольского, до последнего времени остававшихся неизданными. Проповедь «На Крест и на разбойника» (CPG 7900/22 [4897]; BHGa 415u) сохранилась в шести рукописях греческих собраний Св. Горы Афон, Венеции, Иерусалима, Оксфорда и Москвы. Критическому изданию греческого текста и его русскому переводу предпослано предисловие с кратким описанием состояния науки о Леонтии на сей день и детальным обоснованием установления текста с учетом всего гомилетического наследия константинопольского проповедника и его связей с другими авторами эпохи. Также приведены результаты анализа гомилии, подтверждающие ее атрибуцию Леонтию.

  • Аннотация:

    Настоящая публикация представляет собой первый перевод на европейский язык «Тактикона», написанного на рубеже V-VI вв. Урбикием. Последний сопоставляется с известным нам Урбикием Барбатом, жившим в Константинополе. В основе «Тактикона» лежит первая часть «Тактического искусства» Флавия Арриана (136 г.), рассказывающая об эллинистической военной машине, основой которой античные военные теоретики считали македонскую фалангу. Сам трактат Урбикия отчетливо делится на три части. Никакого введения нет, сочинение начинается с описания структуры македонской фаланги; затем следуют одиннадцать глав, в которых разбираются организация легковооруженных пехотинцев и всадников, описываются маневры и приказы фаланги; заканчивается же сочинение кратким назидательным заключением. Урбикий явно отобрал те сведения из трактата Арриана, которые показались ему особо важными. Хотя сочинение Урбикия иногда рассматривается исследователями как простой словарь, который должен был помочь византийским читателям сориентироваться в терминах, относящимся к македонской фаланге, но, как представляется, «Тактикон» должен был служить военным руководством, в котором можно было легко найти нужный материал.

  • Аннотация:

    В публикации впервые представлен русский перевод ценного памятника византийской агиографии X в. - жития прп. Луки Столпника (BHG 2239). Житие представляет большой интерес как с точки зрения литературного стиля, так и потому, что в нем нашли отражение многие аспекты жизни византийского общества того времени. Во введении рассмотрена история изучения данного памятника и сделана попытка пересмотреть устоявшуюся датировку кончины преподобного.

  • Аннотация:

    В основу публикации легли черновики монографии Г.Г. Литаврина «Крестьянин и власть», над которой ученый-византинист работал в конце своей жизни. Часть этих черновиков хранится в Архиве РАН. Поскольку не представляется возможным собрать имеющиеся отрывки в полноценную монографию, было решено опубликовать наиболее важные фрагменты с расчетами доходности крестьянского хозяйства, урожайности византийских земель и возможных норм налогообложения. Во вступительной статье изложена отраженная в фонде ученого история написания его последней книги и представлены ее ключевые положения. Кроме того, дается краткая характеристика состава личного фонда историка. Публикуемый текст был собран из двух-трех редакций текста Г.Г. Литаврина с минимальной литературной правкой.

  • Ключевые слова: Египет, коптские
  • Ключевые слова: Филофей Коккин (патриарх)

Том : 104

Том : 103

Том : 102