XIII в.

Греческие иллюстрированные рукописи конца XIII в. и Палеологовский ренессанс

В статье прослеживается, как увлечение классическим искусством нашло отражение в миниатюрах греческих рукописей последней четверти XIII в. В одних случаях его можно видеть в копировании иллюстраций манускриптов эпохи Македонского ренессанса, прежде всего, Парижской псалтири и Четвероевангелия (EBE, cod. 56) или очень похожих на них рукописей; в других - в стиле изображений, обнаруживающих сходство с созданными в первой четверти XIV в. мозаиками монастыря Хора и церкви Богоматери Паммакаристы, о которых обычно говорят как о произведениях Палеологовского ренессанса.

Русский

Архитектурные особенности церкви св.Георгия в Оморфокклисии

В статье представлен анализ архитектурных особенностейц еркви св.Георгия в Оморфокклисии близ Кастории (западная Македония). На основе тщательного исследования типологических, морфологических, композиционных ид екоративных характеристик памятника, сопровождающегося подбором круга аналогий, предоставлена последовательная и развернутая аргументация гипотезы о принадлежности церкви в Оморфокклии к эпирской архитектурной традиции. Скорректирован архитектурный контекст церкви, в качестве которого предлагается северо-эпирская группа памятников раннепалеологовского времени.

Русский

Поздневизантийская поливная керамика в Восточной Европе во второй половине XIII-XIV вв.

На протяжении значительной части времени существования оседлых поселений на территории Золотой Орды здесь получила широкое распространение поздневизантийская поливная керамика. В заметном количестве представлена продукция 5 групп (гончарных центров). Две из них представлены дешевыми столовыми чашами с небогатой и достаточно небрежно исполненной орнаментацией. На протяжении середины XIII-середины XIV вв. они успешно конкурировали не только сд ругими группами импортной поливной посуды, но и с продукцией местных золотоордынских центров.

Русский

Доходы и благосостояние католического духовенства средневекового Крыма

Статья обращается к проблеме экономического благосостояния и финансов средневековой католической церкви на примере миссионерских структур и епархий Крыма XIII-XV вв. Значительный, но не постоянный доход духовенство получало от завещателей и дарителей, которые могли быть мотивированы возможностью получить индульгенции, издаваемые в пользу церквей и монастырей региона. Оценить доходность церковных бенефициев помогают сведения об уплате аннатов - побора, собираемого папством за назначение епископа или настоятеля - и оценка доходности по «книге налогов» (liber taxarum).

Русский

Миниатюрные мозаичные иконы «эмальерной» группы

Среди миниатюрных мозаик раннепалеологовской эпохи выделяется группа памятников, важнейшей особенностью изобразительного языка которых, заимствованной, по всей видимости, у перегородчатых эмалей, является активное использование «линейного» ассиста. Для икон этой группы, условно названной нами «эмальерной», характерна едва намеченная пространственность мягко трактованных одеяний.

Русский

О стиле миниатюр Деяний и Посланий апостолов

Праксапостол Исторического музея (ГИМ, Муз. 3648) на основе почерковых особенностей и стиля миниатюр относится к позднему XIII в. Предлагались и более точные датировки - 60-80-е гг. XIII в. или ок. 1300 г. Не принадлежа к числу шедевров, местами с налетом архаизма, миниатюры этой рукописи представляют безусловный интерес, поскольку в них специфическим образом преломились различные стилистические тенденции рубежа XIII-XIV вв. В основе художественного строя - следование классической традиции. Но также дают о себе знать характерные для XIII в.

Русский

Икона Madonna della Madia из собора в Монополи

На большой иконе Madonna della Madia, выставленной в одноименной капелле в алтаре собора в Монополи, представлена Богоматерь Одигитрия с фигурками донаторов в нижней части - женщины в монашеских одеяниях и дьякона со свечой. Тип изображения может восходить к мозаической иконе Богоматери Дексиократусы из монастыря св. Екатерины на Синае, созданной около 1200 г.

Русский

Истоки иконографии «Небесная литургия» в византийском искусстве

Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византийской живописи. В искусстве X-XIII вв. заметен определенный интерес к литургическим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец», «Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд других, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях тексты, которые являются парафразом песнопений.

Русский

Фрески церкви Архангела Михаила в Прилепе

Статья посвящена анализу монументальной живописи церкви Архангела Михаила в Прилепе (Северная Македония) в контексте развития византийского искусства XIII в. Ансамбль представляет особый интерес, т. к. он был создан на границе Византийской империи в первые десятилетия после ее восстановления, что позволяет выявить художественные связи с другими регионами, а также проследить особенности становления палеологовского искусства на этих территориях.

Русский

Апостольский Престол, Никейская империя и Русь в экуменических процессах середины XIII в.

В статье показана роль русских иерархов Византийской церкви — архиепископа Петра и митрополита Кирилла II — в установлении прямых контактов между Апостольским Престолом и правителями Никейской империи, приведших к новому раунду переговоров об объединении Римской и Византийской церквей. Контакты, начатые архиепископом Петром, были продолжены папским посланником Иоанном де Плано Карпини на переговорах с русскими князьями Даниилом и Василько Романовичами.

Русский

Страницы

Подписка на XIII в.