Кипр

Греческие рукописи «круга протоспафария Никиты» около 970 г.

В статье проводится почерковедческий анализ двух греческих патристических сборников: Слов Григория Богослова ГИМ, Син. греч. 62 (Влад. 145) и Гомилий Иоанна Златоуста Sinait. gr. 360. Устанавливается принадлежность основного минускульного текста, маюскульных заглавий и колонтитулов в обоих кодексах одному писцу (писец S), а орнаментальной декорации - одному художнику. Писец S отождествляется с писцом колофона 970 г., а также колонтитулов и заглавий в сборнике Слов Василия Великого Paris, BnF, gr. 497, основной текст которого переписан протоспафарием Никитой в 966 г.

Русский

Живописный портрет короля Кипра Гуго IV Лузиньяна (1324-1359)

Эпоха Лузиньянов дала истории Кипра немало интересных и неординарных личностей, одной из которых был король Гуго IV Лузиньян. Однако мы практически не представляем себе, как они выглядели ввиду отсутствия их изображений, оставленных нам временем. В работе предпринимается уникальная попытка реконструкции портрета короля Гуго IV Лузиньяна на основании книжной миниатюры из рукописи с сочинениями Михаила Скота, хранящейся в Баварской государственной библиотеке.

Русский

Что читали киприоты в XIV-XVI вв.

Эпоха Ренессанса оставила мировой культуре не только имена великих поэтов, философов, зодчих и художников, но и великолепные рукописные собрания, книжные коллекции и библиотеки. Поиск древних рукописей, их переписывание, собирательство стали характерной особенностью эпохи в Европе. Несмотря на географическую удаленность от европейских центров гуманистической культуры, Кипрское королевство было непосредственным потребителем ее достижений. Раннегуманистические идеи, страсть к собирательству библиотек, копирование рукописей захватили и греческую и латинскую интеллектуальную элиту королевства.

Русский

«Сияющий диск и вращающийся храм»: икона света в византийской культуре

Статья посвящена новой интерпретации иконографии «светящегося» или «вращающегося» диска. Речь идет об изображении диска, состоящего из трех кругов разной интенсивности, который воплощает образ эманирующего и вращающегося света. Этот мотив получает широкое распространение в византийском искусстве XIII–XIV вв., особенно в Греции, на Кипре, в Сербии и других балканских землях, и занимает важнейшие места в иконографических программах.

Русский
Подписка на Кипр