фрески

Фресковые росписи пещерных георгиевских церквей Инкермана

В статье исследуются композиции фресковых росписей двух пещерных церквей в Инкермане, которые были освящены во имя св. Георгия. Церковь в Георгиевской (Крымской) балке (первая - третья четверть XV в.) была разрушена во второй половине XIX в. По сохранившимся описаниям и иконографии авторы попытались реконструировать систему росписи храма. В апсиде два сюжета: в конхе - Вознесение; в нише алтаря - Деисус. Сюжет Вознесение - центральный. Иконография Деисуса имеет ближайшую аналогию в стенописи пещерной церкви Кильсе-тубю в округе Мангупа.

Русский

Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции

В настоящей статье приводятся новые атрибуции изображений святых в росписях на хорах собора Св. Софии в Киеве, сделанные на основе прочтения остатков сопроводительных надписей и граффити, а также анализа иконографии в сравнении с другими произведениями живописи средневизантийского периода. Удалось отождествить около двух десятков изображений святых. Большинство из них принадлежат к числу часто фигурирующих в монументальной декорации храмов X–XII вв., тогда как некоторые, вероятно, связаны с особой функцией хор как места пребывания в соборе князя и его двора.

Русский

Декорация левого нефа церкви Санта Мария Антиква на римском форуме с точки зрения политической истории эпохи иконоборчества

В статье исследуется фреска левого нефа церкви Санта Мария Антиква на Римском Форуме, изображающая процессию святых по сторонам от Христа на престоле и относящаяся к эпохе папы Павла I (757–767). Анализируется состав процессии, чин святости, одеяния святых. Оказывается, что мужи по правую руку от Христа —чтимые святые Римской Церкви, а по правую — в основном великие богословы и борцы с ересями, принадлежавшие к Восточной Церкви и не имевшие популярного культа в Риме.

Русский
Подписка на фрески