Агиография

Житие Луки Столпника (BHG 2239).

В публикации впервые представлен русский перевод ценного памятника византийской агиографии X в. - жития прп. Луки Столпника (BHG 2239). Житие представляет большой интерес как с точки зрения литературного стиля, так и потому, что в нем нашли отражение многие аспекты жизни византийского общества того времени. Во введении рассмотрена история изучения данного памятника и сделана попытка пересмотреть устоявшуюся датировку кончины преподобного.

Русский

Кодекс Ath. Esphigm. 76: составные части и их вероятные источники

В статье анализируется содержание кодекса 76 афонского монастыря Эсфигмен и делается попытка выявить возможный состав рукописей, послуживших основой для каждого из его разделов. Это позволяет судить о характере работы переписчиков, отбиравших материалы для сборников церковных поучений в поздневизантийский период.

Русский

Кодекс 62 Великой школы нации: состав и вероятное происхождение

Настоящая статья посвящена кодексу под индексом 62 из собрания Великой школы нации в Константинополе, в настоящее время находящегося в Национальной библиотеке Греции в Афинах. Данный кодекс, созданный в 1363 г. и содержащий подборку гомилий пасхального цикла в сочетании с фрагментами минеи на вторую половину церковного года, рассматривается в сравнении с другими панегириконами XII-XV вв., включая близкую по составу рукопись Par. Gr. 773. Это позволяет сделать ряд выводов о происхождении данного кодекса и его возможных прототипах.

Русский

«Не надевай маску друга, но суди беспристрастно»

Плодовитый агиограф раннепалеологовской эпохи Константин Акрополит создал 29 энкомиев (28 из них метафразы). В статье рассматриваются послания Акрополита, в которых он упоминает свои агиографические труды. Эти послания - большей частью сопроводительные письма, отправлявшиеся адресатам Акрополита вместе с его сочинениями - проливают свет на авторское самосознание агиографа.

Русский

Культ св. Онуфрия Великого в византийском Египте

Статья посвящена исследованию культа св. Онуфрия Великого в византийском Египте. Автор, изучив данные папирусов, эпиграфики, агиографических и литургических источников, приходит к выводу, что культ св. Онуфрия, возникнув в одном из монастырей Скита (совр. Вади Натрун), распространился по всему византийскому Египту и к Х-ХІ вв. проник в соседнюю с Египтом Нубию. В статье также отмечается, что культ св. Онуфрия был больше распространен в монастырях разных типов (полуотшельнических и киновийных) и в египетской хоре.

Русский
Подписка на Агиография