Константинополь

Поздневизантийская поливная керамика в Восточной Европе во второй половине XIII-XIV вв.

На протяжении значительной части времени существования оседлых поселений на территории Золотой Орды здесь получила широкое распространение поздневизантийская поливная керамика. В заметном количестве представлена продукция 5 групп (гончарных центров). Две из них представлены дешевыми столовыми чашами с небогатой и достаточно небрежно исполненной орнаментацией. На протяжении середины XIII-середины XIV вв. они успешно конкурировали не только сд ругими группами импортной поливной посуды, но и с продукцией местных золотоордынских центров.

Русский

Relief Crosses in Ivory: Material, Form, Setting

Основой данного исследования послужили три триптиха из слоновой кости, хранящиеся в Ватикане, Риме и Париже. Исследуя литературные источники, относящиеся к византийской столице и праздникам, связанным с Крестом, автор изучает значение изображений креста, имитирующих металлическую отливку, на обороте этих триптихов.

Русский

Золотой перстень-печать Феодоры Торникины из Национального археологического музея в Софии

Золотой перстень с именем Феодоры Торникины Комнины Палеологины представляет исключительную важность для исследования фамилии Торникиев в конце XIII и начале XIV в.; кроме того, он дополняет т. н. «константинопольскую группу» византийских перстней с печатью и одновременно поддерживает аргументы выделения такой группы среди перстней того времени. Вопрос, как он оказался в окрестностях города Асеновград, остается открытым. Ответ на него можно искать в событиях между 1254 и 1256 гг., связанными с войной между Болгарией и Византией и взятием крепости Цепина.

Русский

К вопросу об эсхатологическом контексте сочинения Иоанна Канана

В данной статье автор предпринимает попытку рассмотреть рассказ «Об осаде Константинополя» 1422 г., написанный Иоанном Кананом, в эсхатологическом контексте. Он считает, что имеющиеся в тексте образы османской армии и ее предводителей не являются простым описанием реального врага, а воспроизводят топосы, связанные с эсхатологическими представлениями византийцев.

Русский
Подписка на Константинополь