иконография

Истоки иконографии «Небесная литургия» в византийском искусстве

Статья посвящена предыстории сцены «Небесная литургия» в византийской живописи. В искусстве X-XIII вв. заметен определенный интерес к литургическим сюжетам: в это время появляются такие сцены как «Служба святых отец», «Мелизмос», «Служба св. Василия Великого», «Служба св. Николая» и ряд других, которые имеют схожую с «Небесной литургией» семантику. Также возможной предпосылкой появления «Небесной литургии» могут быть размещаемые в алтарях тексты, которые являются парафразом песнопений.

Русский

«Ἡ δημιουργικὴ δύναμις τοῦ Ὑψίστου»: Житие Василия Нового и иконография Спаса в Силах

Считается, что образ Спаса в Силах, центрирующий деисусный чин русского высокого иконостаса, является главной иконой и, отсюда, - ключом к вопросу его происхождения и содержания. В настоящей статье предлагается гипотеза: новое прочтение иконографии Спаса в Силах. Её источниками являются византийские и, в особенности, балканские изображения Спаса во Славе с символами Евангелистов, но, возможно, реинтерпретированные под влиянием византийских источников: Жития Василия Нового, толкования на Иезекииля блаж. Феодорита Кирского и трактата свт.

Русский

Образ Богородицы на солидах и в гомилиях василевса Льва VI

В статье рассматривается вопрос о датировке чеканки солида Льва VI (886-912) с изображением Богородицы Оранты на аверсе и причинах, побудивших императора обратиться к этому образу. Обосновывается предположение, что выпуск монеты был связан не с обстоятельствами личной жизни самодержца, а с контекстом внутренних и внешнеполитических событий, произошедших около 895 г. Чудесное спасение Льва VI от рук заговорщиков во время шествия к монастырю Дамиана и отражение болгарской угрозы было переосмыслено как проявление заступничества Девы Марии.

Русский

Двинские фоллисы с изображением Христа и взаимоотношения города с Византией в 1049-1053 гг.

В статье анализируется серия медных монет византийского типа, найденных за последние несколько лет на территории Армении и приграничных районов Грузии. Приведено чтение надписей на этих монетах, реконструирована хронология их выпусков. Обосновывается локализация чеканки этих монет в Двине в промежуток между занятием города византийцами в 1049 г. и началом правления Искандара ибн Шавура Шаддадида в 1053 г.

Русский

Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции

В настоящей статье приводятся новые атрибуции изображений святых в росписях на хорах собора Св. Софии в Киеве, сделанные на основе прочтения остатков сопроводительных надписей и граффити, а также анализа иконографии в сравнении с другими произведениями живописи средневизантийского периода. Удалось отождествить около двух десятков изображений святых. Большинство из них принадлежат к числу часто фигурирующих в монументальной декорации храмов X–XII вв., тогда как некоторые, вероятно, связаны с особой функцией хор как места пребывания в соборе князя и его двора.

Русский

Программа росписи придела Вамека Дадиани в Хоби

Статья посвящена изучению программы и иконографии некоторых сцен росписи придела Вамека Дадиани в Хоби конца XIV в. Анализ ктиторского изображения дает дополнительную информацию о заказчике. Особенный характер программы обусловлен погребальной функцией придела. Основной акцент росписи придает сцена, изображающая Христа, лежащего во Гробе, крайне редко встречающаяся в византийском искусстве. Наличие этой сцены говорит о знакомстве автора с широким спектром произведений за пределами Грузии.

Русский

«Сияющий диск и вращающийся храм»: икона света в византийской культуре

Статья посвящена новой интерпретации иконографии «светящегося» или «вращающегося» диска. Речь идет об изображении диска, состоящего из трех кругов разной интенсивности, который воплощает образ эманирующего и вращающегося света. Этот мотив получает широкое распространение в византийском искусстве XIII–XIV вв., особенно в Греции, на Кипре, в Сербии и других балканских землях, и занимает важнейшие места в иконографических программах.

Русский

Внутренние аркатуры в барабанах храмов византийского мира

Статья посвящена внутренним аркатурам, размещенным внутри световых барабанов в храмах Византийского мира. Такие внутренние аркатуры встречаются на окраинах Византийского мира: на Руси, в Сербии, в Армении. Хронологически они относятся к средневизантийскому и поздневизантийскому периодам, к XII–XIII вв. Автор связывает генезис этих аркатур с архитектурой Храма Гроба Господня в Иерусалиме XII в., где такие аркатуры были, что известно по гравюрам XVII в. Из этого памятника крестоносцев внутренние аркатуры перешли в Сербию, в Армению и в живописную декорацию двух древнерусских храмов.

Русский

Миниатюры рукописи гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного Исторического музея

Статья представляет собой исследование особенностей иконографии и стиля миниатюр рукописи 16 литургических гомилий Григория Назианзина (ГИМ, Син. гр. 61). Она имеет лаконичный, полностью сложившийся цикл иллюстраций. Как правило, миниатюрист обращался к широко распространенным иконографическим схемам. На основании особенностей стиля можно предложить более точную датировку рукописи - 70-ми годами XI в.

Русский
Подписка на иконография